Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "По лесным тропинкам"

 «По лесным тропинкам»

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей и укрепление здоровья дошкольников путём использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Развитие: музыкального слуха, чувства ритма, пространственной организации движений в соответствии с речью и музыкой, общей и тонкой моторики, танцевально-игрового творчества. Расширение певческого диапазона.
Воспитание эстетического вкуса в передаче образа, совершенствование коммуникативных навыков, экологическое воспитание. Формирование положительной самооценки у дошкольников. Создание эмоционально-психологической комфортности.
Образовательные задачи:
Формирование представлений о здоровом образе жизни и его компонентах. Закрепление умения придумывать и выкладывать на магнитной доске ритмоформулы. Обучение детей элементам самомассажа и взаимомассажа.
Оздоровительные:
С помощью дыхательной, артикуляционной, зрительной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье.
Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям, рассказ, беседа, творческий метод.
Форма организации деятельности: групповая
Взаимодействие образовательных областей: художественно-эстетическое, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Культурные практики: игровая, двигательная, музыкальная.
Предварительная работа: Слушание звуков природы, разучивание песни «Ласточка» муз. Е.Крылатова, сл. Шаферрана, валеологических распевок, ритмических танцев, ритмодекламаций; использование на занятиях пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик, психогимнастики, элементов взаимомассажа.
Работа с родителями: изготовление знаков «Правила поведения в лесу» детьми вместе с родителями.
Планируемые результаты:
1.Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
2.Снижение уровня заболеваемости.
3.Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития.
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Организация развивающей среды: интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, магнитная доска, набор фигур для составления ритмоформул, деревянные палочки, шапочки птиц, музыкальные инструменты (свистульки, колокольчики, дудочки), ленты на палочках, платочки, портрет композитора Н.А. Римского-Корсакового, знаки «Правила поведения в лесу»
Музыкальный репертуар:
1. Валеологическая попевка с оздоровительным самомассажем «Доброе утро!» сл. и муз. Арсеневской
2. Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету».
3. Ритмодекламация «Мы идём в весенний лес» (ортопедическая гимнастика).
4. Упражнение «Дятел» (массаж спины) муз. и сл. Фроловой
5. «Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова
6. Песня «Ласточка» муз. Е .Крылатова сл. И. Шаферана
7. Ритмопластика «Мы танцуем под дождём» (фонограмма)
8. Прощальная песенка «До новых встреч!» муз. и сл. Н. Скрипник

1. Вводная часть.
Звучит музыка, дети с воспитателем, взявшись за руки, заходят в зал становятся в центре.
Музыкальный руководитель: Что за гости к нам спешат? Вижу я своих ребят! Проходите, становитесь вот сюда. Все на месте?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
Валеологическая попевка с оздоровительным самомассажем «Доброе утро!» сл. и муз. Арсеневской (ноты)
Доброе утро! Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу)
И сегодня весь день будет веселее! (пружинки)
Мы потрём лобик, носик и щёчки, (движения по тексту)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки. (фонарики)
Разотрём ладошки сильнее, сильнее, (движения по тексту)
А потом похлопаем – будет веселее!
Ушки тоже мы потрём и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова – будем все здоровы! (показали улыбку)

1.1Создание проблемной ситуации:
Музыкальный руководитель: Молодцы! Всем показали, как можно весело и с пользой для здоровья поприветствовать друг друга. Но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во – первых, на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа), во-вторых, везде разбросаны какие-то странные предметы, вот посмотрите! (обращаю внимание детей на то, что находится позади них дети оборачиваются, смотрят и видят – рогатки, палки, сети, мусор), а диск с записью пения весенних птиц, который мы с вами очень любили слушать, сломан. Как вы думаете, кто здесь побывал? Что могло случиться? (ответы детей: туристы, браконьеры, хулиганы). Что нужно сделать с этим мусором? (ответы детей: нужно всё убрать) (собирают всё в пакет)

А вот и сказочная полянка в весеннем лесу, куда мы с вами собирались отправиться на прошлом занятии. Но что там происходит? (анимация: тревожная музыка, птицы разлетаются в разные стороны, лес становится пустым) Что произошло? (ответы детей : птицы исчезли, кто-то испугал птиц) Может ли лес жить без птиц? Почему? (птицы борятся с вредителями, радуют людей своим бодрым поведением и пением)

1.2. Целевая установка:
Что же делать? (ответы детей, подвести к ответу «Помочь лесу, вернуть птиц») А лес волшебный, и попасть туда могут только волшебники. Как же нам превратиться в волшебников? (дети: съесть волшебную конфетку (ответят, т.к. на предыдущих занятиях использовалось это артикуляционное упражнение)
Приготовьте свои язычки, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко
Конфеткой угостились, Дети облизываются
И в волшебников превратились.

1.3. Мотивация к деятельности.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какими нужно быть, чтобы все преграды на пути преодолеть? (ответы: умными, сильными, дружными, здоровыми.) Правильно, самое главное – здоровыми. Прогулка по лесу очень полезна для здоровья!
По дорожке в лес пойдём, лес весенний мы спасём и наши ножки разомнём!

2. Основная часть
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Ритмодекламация «Мы идём в весенний лес» русск.нар. мел., обработка Степового (движение по кругу, ортопедическая гимнастика, ф-ма)
Мы идём в весенний лес, сколько здесь вокруг чудес,
Слева берёзка стройная стоит, справа ёлочка на нас глядит. ( марш)
Идём спокойно, не спеша, у всех осанка хороша.
На носочках мы идём и ничуть не устаём (на носочках)
И на пяточках умеем - всё сегодня мы успеем! (на пяточках)
А медведь вот так идёт (на внешней стороне стопы),
Ну, а мы – наоборот! (на внутренней стороне стопы).
Прилетели журавли и соловушки малы, (лёгкий бег)
Бабочки все закружились, на цветочки опустились. (покружились, присели)

Музыкальный руководитель : Наконец-то мы в лесу! Какой свежий воздух! Как легко дышится!
Дыхательная гимнастика «Аромат»
(глубокий вдох, на выдохе говорить слово «аромат») (2 раза)
Музыкальный руководитель: Ребята, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей) Что нельзя делать в лесу? Кто может рассказать и показать?(ответы.)
Воспитатель: Ещё ребята дома с родителями изготовили вот такие знаки. (дети разбирают свои знаки, показывают всем, говорят, что они означают: «Не рви цветы», «Не разрушай птичьи гнёзда», «Не разводи костры», «Не кричи», «Не лови бабочек»).
Музыкальный рукоыодитель: Какие вы молодцы, всё знаете! А вот тот, кто побывал здесь до нас, намусорил и всех птиц распугал, наверное этого не знал. А вдруг эти гости ещё вернуться? Что бы нам сделать, чтобы подсказать им, как нельзя вести себя в лесу? (подвести к ответу: оставить эти знаки здесь, дети прикрепляют знаки в разных местах)
Правильно, и ещё нужно быть очень внимательными, глазками за всем следить, поэтому сейчас их нужно укрепить!
Зрительная гимнастика (музыкальный руководитель рассказывает, дети выполняют)
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Быстро-быстро поморгаем, а теперь зажмуримся,
Глазки открываются, силы набираются!
Музыкальный руководитель: А какие цветы можно увидеть в лесу весной? (ответы детей: подснежник, пролесок, крокус, медуница, нарцисс, фиалка). Вы сможете показать, как вырастает цветок?
Пальчиковая гимнастика «Весенний цветок»
Вырос высокий цветок (соединить ладошки перед собой
На поляне вверх, локти соединить)
Утром весенним (медленно раскрыть ладошки,
Раскрыл лепестки. пальцы широко расставить)
Всем лепесткам (покачать получившимся «цветочком»)
Красоту и питанье,
Дружно дают (опустить руки вниз, легко потрясти
Под землей корешки! кистями рук)
Музыкальный руководитель : Слушайте, нас кто-то приветствует в лесу? Кто это?

Музыкальный руководитель: Он выше всех сидит на сосне, и видит, что весна собирается в путь-дорогу. И решил он послать птицам в теплые края телеграммы, чтобы птицы возвращались домой. Дятлу грустно одному стучать, нет рядом пернатых друзей. А он очень бы хотел, чтобы с ним вместе ещё кто-то постучал. Кто же сможет Дятлу компанию составить? (ответы детей).
С дятлом рядом постоит и по спинке постучим!
Массаж спины. Упражнение «Дятел»
Дети встают друг за другом «паровозиком» (воспитатель за последним ребёнком)и выполняют массаж с пением.
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит, (ладонями, кулачками)
Ищет под корой жучков и съедобных червячков. (слегка пощипать)
Телеграммы шлёт на юг, что растаял снег вокруг. («печатают»)
Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом, (на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. (попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку)
Дятел клювом постучал, (поглаживание)
Постучал и замолчал, (опустили руки)
Потому что он устал!

Музыкальный руководитель: Дятел то устал, а телеграммы своим друзьям на юг не дописал. Телеграммы у него состоят из долгих и коротких звуков. Что же делать? (ответы детей: надо помочь дятлу) Конечно поможем дятлу - ритмические позывные телеграммы на мольберте выложим!
Практическая работа
(дети придумывают ритмоформулы и выкладывают их на магнитной доске, используя на выбор различные наборы для ритмоформул – солнышки, листочки, домики, птички и.т.п.)
(Музыкальный руководитель хвалит детей, при необходимости помогает, направляет)

2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Музыкальный руководитель : Вот как мы с вами дятлу помогли! Услыхали птицы и прилетели снова в лес. Природа ждет весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить. Наконец Весна опускается на землю, окруженная свитой птиц. Птицы прижимаются к Весне, просят, чтобы она их согрела. А Весна им говорит: «Дрожите вы, бедняжки? Попляшите, согревайтесь. Видела я не раз, что пляской отогревались люди». Эту картину представил себе русский композитор Н. Н. Римский-Корсаков. Музыка так и называется «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка».
Показать портрет композитора.
Будьте внимательны, постарайтесь определить, какие музыкальные инструменты звучат?
Слушание «Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова

Какая музыка по характеру? (ответы детей: задорная, веселая, игривая, плясовая)
Звучания каких муз. инструментов вы услышали? (скрипка, флейта, габой, волторна, можно показывать картинки с изображением этих инструментов)
Музыкальный руководитель: Как жаль, что у нас нет видео этой пляски, мне бы очень хотелось полюбоваться птичьем танцем, да и гостям нашим, думаю, тоже. Что же делать? (ответы детей, подвести к тому, что можно самим превратиться в птиц и показать танец). Ребята, но мы ведь находимся в сказочном весеннем лесу и можем превратиться в кого захотим!
Дети выбирают шапочки птиц, атрибуты – ленты, колокольчики, платочки, пёрышки и.т.п.

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Повторное активное слушание. Танцевальная импровизация.
-Как эта музыка называется? Кто написал? (закрепить название произведения, композитора) Молодцы, птички-невелички, порадовали нас своим танцем!
Птички отдохнуть хотят, превращайтесь вы в ребят. (складывают атрибуты на место, слышится пение птиц, на слайде в весенний лес начинают возвращаться птицы)

Музыкальный руководитель : А вот и птички возвращаются, посмотрите, узнаёте их? ( на слайде по очереди появляются птицы:, грач, скворец, жаворонок, аист, утка, дети называют их) А какая птичка ещё не вернулась? (если не назвали ласточку, загадать загадку)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном Из травы и глины.
Что за птичка-лапочка? Ну конечно….. (дети: ласточка)
Как же нам позвать её? Что вы знаете про ласточку? (подвести детей к тому, что они хотят исполнить песню «Ласточка») Кто написал музыку? Текст?
Прежде, чем исполнить песню, давайте вспомним, как нужно петь, чтобы ваша песенка всем понравилась и ласточка обязательно услышала её (показываю картинку) Что это? (Герб Королевы Мелодии) Что он означает? ( нотка – нужно петь чисто, правильно передавать мелодию, буква – чётко и правильно произносить слова, сердечко – нужно полюбить песенку, петь эмоционально).
Песня «Ласточка» муз. Е .Крылатова сл. И. Шаферана ( ноты)
1. Не прошла зима, снег ещё лежит,
Но уже домой ласточка спешит.
На её пути – горы и моря,
Ты лети,лети, Ласточка моя!
2. Нет порою сил, труден перелёт,
Только, как весна без неё прийдёт?
На её пути – горы и моря,
Ты лети,лети, Ласточка моя!
3. Будь её гнездо трижды золотым,
тот далёкий край не назвать родным.
На её пути – горы и моря,
Ты лети,лети, Ласточка моя!
4. Не прошла зима, и земля бела,
Но уже вдали машут два крыла!
На её пути – горы и моря,
Ты лети,лети, Ласточка моя!
Девочка (проговаривает в ритме музыки – мелодекламация)
Улетает ласточка за тридевять земель,
Возвращайся, ласточка на дворе – апрель!
Возвращайся, ласточка, только не одна,
Пусть с тобою, ласточка, прилетит Весна!
(на слайде появляется ласточка, включить щебет птиц)
Музыкальный руководитель: Вот и ласточка вернулась и снова лес наполнился весенним щебетанием! Ребята, а как вы думаете, хорошая песня может поднять настроение? А что еще может поднять настроение? (Ответы детей: игра, танец) Тогда - раз, два, три- друга для себя найди, игру весёлую (весёлый танец) в лесу заводи!
Ритмопластика (по желанию детей)
(Звучит музыка дождя)
Релаксация(регуляция мышечного тонуса).
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы слышите? (дождь) А весенний дождь тёплый или холодный? (ответы: холодный) Конечно, холодный.
(музыкальный руководитель рассказывает –дети изображают)
(Звучит спокойная, расслабляющая музыка)
Замёрзли под дождём цветочки, свои закрыли лепесточки.
Головки опустили и спрятали листочки.
(Присесть, обхватить колени руками, сжаться в комочек, голову наклонить к коленям, напрячь мышцы.)
Солнце стало пригревать, цветы стали вырастать!
(Встать, потянуть руки вверх,)
А ребятки - отдыхать!
(сбросить руки через стороны вниз, наклониться, расслабиться.)

3. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей

Музыкальный руководитель: Вот и заканчивается наше весеннее путешествие, нам надо возвращаться в детский сад.
Раз, два, три – повернись, волшебство остановись.
Мы снова в детском саду.

Рефлексия.
Ребята, где мы с вами были? Для чего мы туда ходили? Как мы это делали? (ответы детей)
Прощальная песенка «До новых встреч!»
До новых встреч, до новых встреч,
Друг другу говорим!
До новых встреч, до новых встреч,
За всё благодарим!