КОНСУЛЬТАЦИЯ "Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности детей"
ЦЕЛЬ: Развивать инициативность воспитателя, активность в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.
Общее музыкально – эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель с общей музыкальной подготовкой.
Работа педагогов сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке, к её содержанию, направлять чувства детей, вызываемые музыкой, обеспечить обучение программным умениям, следить и направлять развитие творческих, музыкальных способностей детей своей группы. Особо активно воспитатель в процессе обучения детей на музыкальном занятии. например, в младшей группе воспитатель поёт вместе в детьми (но, не заглушая детского пения). В средней и старшей группах – помогает разучиванию песен и вместе в музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо того (если воспитатель поёт чисто и выразительно) – может спеть новую песню с музыкальным сопровождением.
При обучении детей музыкально – ритмическим движениям : в младшей группе воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым активизируя малышей. В средней и старшей группах и, особенно в подготовительной гр. Роль воспитателя иная : она действует по мере необходимости, показывая какое – либо движение, напоминая то или иное настроение, или, давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
Воспитатель стимулирует творчество детей, показывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.
Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя, выученный с музыкальным руководителем материал.
Воспитатель участвует в отборе музыкального материала, используя ег на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению окружающей средой.
Конечно, знания и умения музыкального руководителя, имеющего специальное музыкальное образование, и воспитателя отличаются по качественному уровню, поэтому, воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру – слушать музыку, совершенствовать исполнительское умение, быть в курсе методических новинок. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.
Среди эффективных форм работы с воспитателем можно назвать консультацию и групповые занятия (кружок).
На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни и пляски.
На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и практическими методическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают песни взрослых и песни, которые доступны для прослушивания. Эти песни педагоги исполняют детям на занятиях, как слушание музыки, или на праздниках, концертах.
Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок, упражнений, они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.
На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные занятия. Цель их – проверить насколько усвоен музыкальный материал, развивать инициативу воспитателя.
Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъём, бодрость.
источник: "методика музыкального воспитания в детском саду" Н. А. Ветлугина