Музыка всегда использовалась, чтобы успокаивать и умиротворять детей, чтобы доставлять удовольствие, просвещать и развивать их.
Влияние на эмоциональное развитие
Важная роль музыки состоит в содействии эмоциональному развитию: колыбельные песни умиротворяют и успокаивают детей. Успокаивающая музыка не обязательно должна быть песней. Матери всех времен и народов напевали своим малюткам повторяющуюся мелодию с понижением тона. В каждой культуре есть простые песни о любви и праздниках, которые дети в состоянии выучить и которые помогут выражать им собственные чувства. Марш поможет ребенку выразить гордость. Песни гнева и печали помогут понять и совладать с этими более трудными чувствами. Поскольку музыка является мощным проводником эмоций для взрослых, ее прослушивание вместе с детьми и беседы о вызываемых ею чувствах могут содействовать развитию эмоциональной стороны общения. Дети – прирожденные танцоры и, если включить им веселую музыку, они придумают свои собственные танцы, выражающие их радость.
Влияние на социальное развитие
Музыка является также мощным средством социального развития. Это социальный вид активности. С одной стороны, вся группа детей может одновременно участвовать в пении и танцах и чудесно проводить время без необходимости чередоваться или делиться инструментами. С другой стороны, существуют и песни-переклички, когда дети могут попрактиковаться в чередовании, ожидая момента своего выступления. Часто дети, которые обычно сдержанны и не склонны высказываться на публике, присоединяются к песне или танцу. Многие детские песни сопровождаются жестами. Этот вид песен, при котором дети одновременно делают одно и то же, чрезвычайно эффективен для вовлечения тех детей, которые во всех иных случаях остаются сторонними наблюдателями.
Влияние на речевое развитие
Музыка может также способствовать речевому развитию. Все разговорные языки имеют ритмику, мелодику, и дети спонтанно играют словами в ритмическом и мелодическом ключах. Воспитатель может использовать эту естественную игру, чтобы помочь детям обратить внимание на звучание их языка. Музыка может помочь детям сделать их речь более сложной. Мелодия поддерживает память, и ребенок запоминает фразы из песни, которые несколько сложнее, чем его естественная речь, а затем использует их в разговоре. Музыка помогает увеличить словарный запас, поскольку существует множество песен с называниями и перечислениями, которые знакомят детей с новыми словами. Иногда дети пробуют слагать собственные песни, используя известные или сочиняя новые мелодии, чтобы рассказать о чем-то своем, выразить свои чувства.
Влияние на интеллектуальное развитие
Музыка может быть использована для формирования понятий у детей. Значения слов «одинаковый» и «разный» могут быть введены через изменения громкости и высоты звучания. В каждой культуре есть песни-считалки для детей. Сопровождаемые движениями, особенно такими, которые выполняются всем телом, эти песни придают упражнениям кинестетическое значение. Песни, перечисляющие буквы алфавита, вероятно, не способствуют формированию понятий, но помогают ребенку запомнить определенную последовательность.
Влияние на развитие моторики
Моторные навыки также могут быть улучшены с помощью музыки. Песни, сопровождаемые движениями пальцев, побуждают ребенка шевелить каждым пальцем руки по отдельности и тем самым улучшают координацию «глаз-рука». Игра на простейших музыкальных инструментах способствует развитию тонких движений рук. Спонтанные танцы и движение под музыку ведут к улучшению координации.
Используемая литература:
1. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для воспитателей дошкольных детских учреждений/ под ред. О.П. Радыновой. - М.: Просвещение, 1999 г.
2. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика» Москва. 2004 г.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1996 г.