Конспект музыкального занятия со здоровьесберегающими технологиями «В волшебном лесу».
Тема: «Путешествие в волшебный лес».
Образовательная область: «Музыка».
Интеграция областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».
Дидактическая цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
- Образовательная:
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением
- Развивающая:
- развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен
- способствовать развитию творческой активности детей музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения и т. п.) .
- Воспитательная:
- развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей
-воспитывать эстетический вкус в передаче образа
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка
- воспитывать умение общаться через песню и танец
- Оздоровительная:
- с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье
- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
- слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;
- способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.
Средства обучения:
- Оборудование:
-музыкальный центр,
-телевизор,
- ноутбук,
- султанчики, цветы.
- Наглядный материал:
Презентация с картинами
- Музыкальный материал:
П. И. Чайковский «Апрель»;
А. Ермолов «Веселая песенка»;
муз. А. Черного, сл. Н.Старшинова «Давайте сохраним»;
И. Бейня «Дождик».
Предварительная работа:
Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года», разучивание песен, использование на занятиях пальчиковых гимнастик, валеологических распевок, психогимнастики, подготовка презентации.
Ход занятия:
- Мотивационная (вводная) часть
М.р: Детский смех и тут и там,
Как я рада всем гостям!
Вижу: вы мне тоже рады!
Детям лучшей нет награды –
Звон капели, птичий гам,
Солнца лучик по утрам,
Первой травки пробужденье
И подснежников цветенье!
Ребята, вы догадались о каком времени года я вам говорила?
Дети: Весна.
Музыкальный руководитель: Я очень рада, что, наконец – то, весна добралась до наших краев. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко, поют птички. У меня сегодня такое хорошее настроение! Очень хочется поделиться им с вами. Давайте друг другу и нашим гостям пожелаем доброго утра.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажом «Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской.
- Доброе утро!разводят руки в стороны
Улыбнись скорее!кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и
Как в саду цветочки! левому плечу поочередно.
- Разотрем ладошкидвижения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны.
М. Р. Передалось вам мое хорошее настроение (Ответ детей)
М. Р. А раз у нас у всех хорошее настроение, то я предлагаю отправиться нам в волшебный лес. А поедем мы на поезде. (Проходите в вагончики, занимайте места) давайте выберем машиниста (становятся по кругу друг за другом)
(я говорю, вы повторяйте)
Чух, чух, чух, чух - повтор
-паровоз наш лучший друг - повтор
- мы помчимся по лесам - повтор
- по оврагам и горам - повтор
- крепче за руки держись – повтор
- от друзей не оторвись - повтор
(идут по кругу движение руками).
Музыкальный руководитель:
Оглянитесь вокруг, какая красивая весенняя лесная полянка.
Давайте присядем и отдохнем здесь (садятся).
Музыкальный руководитель: Я хочу вам, ребята, показать одну картину.
Давайте посмотрим, что на ней изображено ...
Показ слайда Саврасов «Грачи прилетели».
Дети: На картине изображена весна, птицы. Они кружатся над деревьями. Музыкальный руководитель: Как вы догадались о том, что на картине художник изобразил весну, а не зиму?
Дети: На картине художник изобразил проталины, подтаявший снег, погоду, которая бывает ранней весной.
Музыкальный руководитель: Глядя на эту картину, мы ощущаем волнующий запах весны, Зима ещё цепляется за жизнь. И художник показывает борьбу холода и тепла.
Музыкальный руководитель: Как бы вы назвали эту картину?
Дети: (ответы)
Музыкальный руководитель: Картина, которую вы перед собой видите, называется «Грачи прилетели», а написал её известный русский художник, который жил более ста лет тому назад, Саврасов Алексей Кондратьевич. Грачи первыми из птиц прилетают к нам ранней весной из тёплых краёв, а чуть позже, вслед за ними, прилетают и другие птицы.
Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты.
Давайте послушаем, как П. И. Чайковский передает характер весны своей музыкой (музыкотерапия - звучит в записи отрывок пьесы «Подснежник»- «Апрель» Праздник каждый день» подготовительная группа, стр. 196, трек №12, диск 1.)
Музыкальный руководитель: так какая музыка по характеру, настроению?
Дети. Нежная, взволнованная.
Музыкальный руководитель: Да, эта пьеса трепетная, по – весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике.
На какой танец похожа эта пьеса?
Дети. На вальс.
Музыкальный руководитель: Правильно. Здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передадим характер музыки движениями рук. Наши девочки будут подснежниками, а мальчики изображать холодный зимний ветерок, который хочет заморозить первоцветы, чтобы весна не могла радовать нас своей красотой. (Звучит фрагмент).
Мальчикам раздают дождики в каждую руку, а девочкам подснежники, сделанные своими руками.
Исполнение этюда по показу музыкального руководителя под музыку П.И. Чайковского «Подснежник».
Музыкальный руководитель: Дети, а как пахнет весна?
Дети: Она пахнет талым снегом, свежей землей, первыми цветами, молодыми зелеными листочками.
Музыкальный руководитель:
Природа оживает, просыпается, всё вокруг
Будит ласково весна всю природу ото сна.
После зимней тишины всеми звуками полны.
Слышно как сосульки тают, ручейки, журча, текут,
С юга птицы прилетают, и поют, поют, поют.
И весенние капели целый день выводят трели.
Вот и лес зашевелился, растормошенный весной.
И подснежник появился, все украсив синевой.
Засветило солнце ярче, заглянуло в каждый дом.
Даже дышится иначе, аромат весны кругом!
Музыкальный руководитель: Давайте медленно вдохнем аромат леса весной, и вспомним, как в лесу куковала кукушка, каркала ворона.
(Делается медленный вдох, будто вдыхается запах леса. Потом дети изображают голоса птиц.)
Музыкальный руководитель: Наш волшебный лес придумал для вас музыкальную загадку – послушайте вступление к песне и ответьте, как эта песня называется.
Звучит вступление к песне А. Ермолова «Веселая песенка».
Музыкальный руководитель: Правильно, давайте исполним эту песню. Музыкальный руководитель: - Песню спели вы прекрасно!
Постарались не напрасно!
А пока вы все трудились,
Глазки ваши утомились?
Не беда! Мы им поможем!
Сделаем массаж им тоже!
Становитесь по порядку!
Сделаем для глаз зарядку!
- Зрительная гимнастика «Ёлка»:
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты. (Выполняют движения глазами снизу вверх)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. (Выполняются движения глазами слева направо)
Наверху большие шишки, (Глаза вверх)
А внизу - берлога мишки. (Глаза вниз)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. (Прикрывают глаза)
Музыкальный руководитель: Ребята, услышав вашу песню проснулся один лесной житель, кажется, мы встретили ежа. Давайте выполним пальчиковую гимнастику и посвятим ее нашему другу.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Добрый ежик, добрый еж дети крутят кулачки перед собой
На клубочек он похож.
У ежа иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Ежик, ежик, чудачек, дети прячут кулачки за спинку
Где ты прячешься дружок?
Покажи иголки дети сжимают и разжимают пальцы
Очень, очень колкие.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, кто к нам спустился с вершины дерева. Мы попали в гости к пауку. Ребята, какое любимое занятие у паука? Конечно же, плести паутину. Давайте мы тоже будем ее плести.
Массаж в парах «Паучина»
Пау-паучина паутину шил (рисуем спираль)
Вдруг закапал дождик (стучим пальчиками по спине)
Паутину смыл (поглаживание руками)
Выглянуло солнце, стало припекать (рисуем лучики)
Паучина начал все плести опять. (рисуем спираль)
(партнеры меняются местами в парах, массаж выполняется еще раз).
Музыкальный руководитель: Кажется, дождик пошел, что же мы будем делать?
Дети: Спрячемся под зонтик.
Музыкальный руководитель: Хорошая идея: спрячемся под зонтик и потанцуем.
Музыкальный руководитель: Каждый год весной в разных странах Планеты дважды отмечают очень понятный всем праздник - Международный День Земли.
Первый раз День Земли отмечают 21 марта, считается, что в этот день весеннего равноденствия происходит обновление природы . По сложившейся традиции, в разных странах в День Земли принято звонить в Колокол Мира.
Этот звук должен призывать всех жителей Земли хотя бы на этот миг задуматься о сохранении красоты нашей планеты. Ведь от нас сейчас зависит будущее наших детей и нашей планеты в целом.
Но сейчас для планеты не меньшую опасность представляют проблемы экологии, поэтому Международный День Земли отмечается и 22 апреля.
Музыкальный руководитель: ребята, скажите, пожалуйста. А что нельзя делать, когда мы выезжаем на природу.
Дети: рвать первоцветы, разорять птичьи гнезда, повреждать кору деревьев, шуметь, ломать побеги кустарников и ветви деревьев, ловить зверьков, птиц, уносить их домой, оставлять мусор.
Музыкальный руководитель: Предлагаю Вам исполнить песню «Давайте сохраним».
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебный лес. Давайте отправимся в обратный путь, в наш любимый детский сад. А поедем мы назад на поезде, прошу занять вагончики. (Дети под музыку идут по кругу).
Вам понравилось путешествовать? Понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответы детей)
Поверьте мне, что таких умных, музыкальных и внимательных ребят я нигде не встречала! Я говорю вам «спасибо»! Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас нарядили вот это дерево. Если у вас сейчас плохое настроение, прикрепите на дерево капельки дождя. Если настроение отличное – прикрепите яркие весенние листочки. (Дети наряжают дерево)
Я желаю вам всего самого хорошего! На память о нашей встрече я дарю вам раскраску.
Под весёлую музыку дети отправляются в группу.