Для детей с ограниченными возможностями здоровья музыка оказывает лечебное, коррекционное и профилактическое воздействие и в связи с этим появилась необходимость использования нетрадиционных эффективных методик.
Изучив методику Карла Орфа, включила ее в музыкально-коррекционную деятельность, которая имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ.
Суть этой методики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Главное в методике - создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, щелчки, движения, а так же интонационно выразительная речь.
Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Для творческого обучения я соблюдаю две ключевые позиции, которые определила для себя так:
- отношение к ребёнку как самоценной личности, уважение, принятие его любых творческих проявлений;
- создание на занятиях атмосферы игры, соблюдая принцип « для ребёнка, а не над ним».
При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально – коррекционную деятельность отмечается положительная динамика у всех детей:
- наблюдается повышение психической активности;
- креативности;
- уровня саморегуляции;
- развитие эмоционально – личностной сферы;
- расширение коммуникативных навыков.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка и включает в себя следующие элементы: речевые упражнения, двигательные игры, ритмодекламацию,
Речевые упражнения. Большое внимание я уделяю речевым играм, так как речевой слух – одна из основ слуха музыкального, причём речевые игры Орф-педагогики считаю интересной и основной формой работы. Все речевые игры решают очень много задач для развития речевого слуха. Они развивают скорость, внимание, фонематический и ритмический слух. Благодаря речевым играм дети старшего возраста без труда осваивают ритмический рисунок, у них стабилизируется ощущение метра. В речевых играх каждая фраза имеет разный ритмический рисунок, дети активно включаются в игру, повторяя слова, движения и звукоподражание. Речевые игры служат эффективным средством развития интонационного слуха, являются наиболее доступным и первейшим средством для умения импровизировать. Воспитатели на группах очень часто используют речевые игры, как физкультминутки на занятиях, в повседневной жизни детей на протяжении всего дня. В каждой группе в музыкальном уголке находится картотека речевых игр, которые используют воспитатели. Для того, что бы педагоги хорошо ориентировались в этих играх, я провожу семинары-практикумы с ними.
Двигательные игры. Очень много двигательных игр я использую с курсов, семинаров и мастер-классов. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Н-р: «Летчики на аэродром!», «Шла коза», «Карусель».
Очень люблю использовать на занятиях ритмодекламацию под музыку. Она учит детей вслушиваться в музыку и произносить стихи так, чтобы не помешать музыке звучать. У меня есть картотека «Ритмодекламация под музыку». В картотеке много разработок по ритмодекламации на весеннюю и осеннюю тему. Дети очень любят декламировать под музыку, я даже использую ритмодекламацию, как самостоятельные концертные номера. Вроде просто упражнение, а на утреннике оно выглядит очень эффектно. Ритмодекламации могут проходить и в виде двигательной игры, дети двигаются, декламируют, используют, мимику, движение и всё это создаёт свой неповторимый художественный образ.
Н-Р: «Жили – были три утенка»; Ритмическое освоение слов. Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех-четырехсложных тактах по слогам. Н-р: ма-ма, сол-ныш-ко; по-гре-муш-ка и т.д.
Огромное значение имеют в моей работе и пальчиковые игры. Ведь это азы из азов. Если развита моторика, то развитие ребёнка в целом проходит активно, быстро, как по маслу. Много игр я использую с курсов, семинаров и мастер-классов, с интернет – ресурсов.
Очень люблю игровые танцы, они несут в себе художественный образ, заставляя детей непроизвольно вслушиваться в музыку, а это очень важно – вслушиваться. Любой игровой танец проходит в виде маленькой сказки, а для детей сказка очень важна, ведь в ней происходят чудеса. Дети проживают эту маленькую сказку вместе с музыкой, двигаются вместе со сказкой, обучаются во время сказки. Поэтому для меня никогда не стоит проблема выучить или поставить танец для праздника. Дети сами его придумывают, импровизируют, сочиняют, составляют. Танец является всегда продуктом общего творчества.
Большое количество я использую на занятиях. Они решают очень важную нравственную задачу: отношение друг к другу. Ведь не секрет, что у детей, так же как и у взрослых есть симпатии и антипатии к сверстникам. Проводя коммуникативные игры на занятиях все антипатии сами собой исчезают, ведь каждый раз я повторяю детям, что надо найти нового партнёра и обязательно посмотреть ему в глаза.
После знакомства с инструментами мы начинаем экспериментировать со звуками. Конечно звуки природы самые близкие детям, поэтому очень легко мы можем подобрать музыкальный инструмент, который может изобразить нам капельки дождя или шуршание листьев. Есть музыкальные инструменты, которые я сделала сама из бутылочек из-под йогурта, а дети сами дали им название «шуршунчики». Но много инструментов настоящих: металлофон, ксилофоны, кастаньеты, копытца, маракасы, бубенчики, бубны, ложки, тарелки, треугольники, колокольчики. Весь набор для шумового оркестра. А в оркестре дети очень любят играть. Играть не только под звучание живой музыки, но и под фонограмму. Еще детям очень нравится шуршать бумагой.
В своей работе я постоянно использую занятия – игры, занятия – сказки, занятия – путешествия, в которых мы вместе с детьми фантазируем, творим, импровизируем. Очень любят дети наполнять музыку волшебными звуками музыкальных инструментов.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.